Причины выхода из строя подшипников качения


Подшипники качения повсеместно используются в производстве, транспорте и бытовой технике. Поэтому роликовые и шариковые подшипники изучены достаточно хорошо и их срок службы рассчитать совсем несложно. Любая деталь имеет свой ресурс, поэтому усталость материала, а также естественный износ, будут являться закономерным завершением ее эксплуатации. Также иногда случается и преждевременный выход из строя опоры, под действием некоторых неблагоприятных факторов, способных нанести повреждение элементам, из которых состоит деталь. Причин выхода из строя подшипников качения может быть очень много, но мы рассмотрим здесь только те, которые встречаются чаще всего.

Ошибки и нарушения при монтаже

В большинстве случаев, замена опорного узла в современном механизме – это сложная и очень ответственная задача. Именно поэтому дефектовка подшипников, а также их замена, должны проводиться опытными специалистами в полном соответствии с требованиями производителя оборудования и самой детали. Многие изделия монтируются внатяг и это условие подразумевает их установку с приложением усилия. Для его создания используют механические и гидравлические приспособления, обеспечивающие равномерное распределение усилия на поверхность кольца. Но иногда, чтобы упростить задачу, монтаж проводят с использованием подручных средств и молотка. Повреждение сепаратора подшипника, уплотнений, а иногда даже колец и тел качения из-за такой установки можно назвать наиболее распространенными причинами ранней поломки опоры.

Еще одно серьезное нарушение – это передача усилия на кольца через сепаратор. Нагрузка от пресса должна действовать непосредственно на ту часть подшипника, которой делают натяжку. Нарушение этого правила не только снижает ресурс детали, но и может быть причиной ее поломки прямо при установке. Чтобы избежать этой проблемы, используют наборы втулок разного диаметра, которые позволяют выполнять ремонт, прилагая равномерное усилие в любой части изделия. Отличным помощником в работе может стать безынерционный молоток, исключающий повреждения от ударных нагрузок.

Проблемы со смазкой

Смазка – это важная часть любого подшипника качения. Выполняет она сразу несколько функций: создает пленку между элементами детали, снижая трение, защищает внутреннее пространство узла от влаги и загрязнений, предотвращает коррозию, а кроме этого является важным участником охлаждения тел качения, дорожек и сепараторов. Чем сложнее условия, в которых эксплуатируется машина, тем выше требования к смазке. Неудивительно, что ошибки, допущенные при выборе и нанесении смазочного материала, могут вызвать неисправность опоры в самые короткие сроки.

Важное правило нанесения смазки – это точное соблюдение требований производителя подшипника. Количество материала, его марка и возможность замены на аналоги приведены в специальных таблицах, приложенных к каталогам производителей. Основной ошибкой смазчиков можно считать несоблюдение рекомендаций, а также смешивание смазок разного типа и назначения.

Это приводит к следующим негативным явлениям:

• Изменение структуры и консистенции смазки, что снижает антифрикционные свойства материала;
• Изменение требований к температурному режиму эксплуатации смазки;
• Вступление компонентов разных продуктов в химическое взаимодействие, способное привести к образованию непредсказуемых соединений.

Еще одной ошибкой, лишающий шариковый или роликовый подшипник его расчетной долговечности, является применения смазки низкого качества. Хранившийся с нарушением температурного режима материал может утратить свои эксплуатационные свойства и стать абсолютно бесполезным. Кроме этого, загрязненная смазка может вызвать преждевременный износ – дорожка и тела качения под действием абразивов, могут выйти из строя в несколько раз быстрее положенного срока. Особенно подвержен этому ступичный узел техники, который нередко приходится разбирать и смазывать в полевых условиях, где сложно выдержать идеальную чистоту.

Неправильный выбор опорного узла

Очень часто выясняя, почему опора вышла из строя гораздо раньше положенного срока, обнаруживают, что использовали деталь, не предназначенную для работы с большими нагрузками или в особо сложных условиях. Опытный специалист, увидев дефект опорного узла, сразу же определит, что подшипник перегрузили, использовали с нагрузками, направленными в нехарактерном для этого типа направлении, превысили частоту его вращения или просто перегрели. В современном производстве используется множество видов, типов и исполнений опор для разных случаев использования, поэтому производители предлагают огромный выбор продукции. Выходить из ситуации подручными средствами, устанавливая цилиндрический подшипник там, где нужен сферический или монтировать деталь, имеющую один ряд тел качения, там, где проектом предусмотрен двухрядный узел, опасно и экономически невыгодно.

Перечислять причины преждевременной поломки опоры вала или оси можно долго. Следует напомнить и о тех факторах, которые не связаны непосредственно с эксплуатацией изделия, но имеют непосредственное отношение к сроку его службы. Это может показаться странным, но длительный простой для детали может оказаться таким же губительным, как и перегрузка. Застывшая от бездействия смазка не может защитить тела качения, дорожки и сепараторы от рабочих и внешних факторов. Поэтому перед тем, как начать работу с деталью, полученной со склада, важно убедиться в том, что смазка выполняет свои функции и не требует замены. Иногда важную роль в поломке детали играет ее неправильное хранение, в результате которого ее части подверглись коррозии, температурным воздействиям, действию электрического тока или банальному механическому повреждению. Признаки небрежного хранения могут быть не очевидными, поэтому специалисты всегда рекомендуют отдавать предпочтение проверенным поставщикам, ответственность которых не подлежит сомнению.

Яндекс.Метрика