Уплотнения подшипниковых узлов

Уплотнения подшипниковых узлов

В подшипниковых узлах уплотнения служат для защиты от самых различных негативных факторов. Применение этих нехитрых и недорогих деталей позволяет значительно увеличить срок службы опоры и на порядок снизить ее потребность в обслуживании. В современной подшипниковой индустрии используется множество видов уплотнений, которых имеют разную конструкцию и изготовлены из различных материалов. Наиболее распространенными можно считать следующие уплотнительные детали.

Фетровые и войлочные кольца

Изделия из войлока и фетра – наиболее распространенные уплотнения, не самые эффективные, но при этом недорогие. Они представляют собой шайбы прямоугольного сечения, легко изгибающиеся, внутренний диаметр которых равен диаметру рабочего вала, а наружный подбирается по диаметру проточенной канавки крышки подшипникового узла. При установке такое кольцо деформируется, прижимаясь к поверхности вала, тем самым создавая уплотнение.

Такое решение рекомендовано при использовании в опорном узле пластичного смазочного материала, но иногда может применяться и с жидкой смазкой. Во втором случае используют более плотный и толстый материал. Нужно учитывать, что фетровые и войлочные кольца подходят только для валов, окружная скорость которых не превышает 7-8 м/с для полированных деталей и 4 м/с для валов с шлифованной поверхностью.

Перед установкой кольца такого типа обязательно пропитывают разогретым минеральным маслом, а монтаж выполняют с применением специальной оснастки – конусных оправок. Войлочные и фетровые кольца предназначены для защиты внутреннего объема узла от загрязнения, утечки масла и от попадания внутрь лишней смазки.

Уплотнения манжетного типа

Это большая группа уплотнений подшипников, изготовляемых из полимеров, резины или кожи. Такие детали закрепляются в металлическом кольцеобразном корпусе или армируются металлом в виде каркасов разной конструкции. Могут предназначаться для защиты от загрязнений или утечки масла и от этого зависит то, в какую сторону кромкой развернута деталь – к подшипнику или от него.

Манжетные уплотнения применяются при скоростях, не превышающих 10 м/с, хотя некоторые производители подшипников качения смогли добиться надежности детали при скоростях до 20 м/с. При этом избыточное давление смазочного материала в опоре не должно превышать 0,05 Мпа. Желательно, чтобы поверхность вала при этом была полированная. Если вал не оснащен заходной фаской, то монтаж таких манжет производят с применением манжетной втулки. В посадочные отверстия эти уплотнения устанавливают предельно деликатно, применяя подобранные по размеру оправки.

Лабиринтовые уплотнения

Уплотнения лабиринтовой конструкции имеют особую втулку с выступающими частями, которая вращается синхронно с валом. Ее выступы входят в пазы крышки, остающейся неподвижной, или в углубления на корпусе опоры. Конструкция образует сложный зазор, в котором всегда находится определенное количество смазочного материала. Именно за счет этого и происходит уплотнение.

Уплотнение лабиринтового типа имеет серьезные преимущества перед другими, так как не предусматривает ограничений по скорости вращения вала и может работать со смазочными материалами любого типа и консистенции. Уплотнение имеет внушительный ресурс, так как практически не стирается в процессе работы узла вращения.

Маслоотбойные кольца

Эти уплотнительные элементы используются в подшипниках с жидкой смазкой и высокой скоростью вращения. Они состоят из цельного или реже разрезного кольца для вала и проточенной на крышке опоры канавки. Масло откидывается центробежной силой с поверхности вращающегося вала через кольцо в проточенную на крышке канавку, после чего оно самотеком поступает в корпус подшипника. Использовать такой тип уплотнения получится только в узлах, имеющих полностью разборную конструкцию.

Яндекс.Метрика