Рабочая температура подшипников: что важно знать для надёжной эксплуатации

Рабочая температура подшипников

 

Трение неизбежно вызывает повышение температуры. Как бы ни был идеально собран и смазан подшипник, силы трения в нем все равно присутствуют. Поэтому опоры качения и скольжения в процессе работы нагреваются – одни сильнее, а другие еле заметно. Повышают температуру подшипника и внешние факторы. Например, деталь, установленная в двигателе внутреннего сгорания, неизбежно будет греться из-за процессов, происходящих в силовом агрегате. Учитывая собственный и внешний нагрев подшипника, можно определить его рабочий температурный режим.

 

Считается, что оптимальная температура работы подшипника не должна превышать +65°С. В этих условиях деталь будет иметь максимальный рабочий ресурс. При такой температуре смазка лучше всего справляется со своими задачами, а тепловое расширение материалов опоры не влияет на ее работу. Но подшипники имеют и некоторый запас прочности, который допускает нагревание изделия при работе до +95°С. Такая температура не влияет на функциональность опорного элемента, но при длительном ее воздействии срок службы подшипника существенно снижается.

 

Если температура превышает +100°С, то можно говорить о критических условиях эксплуатации. При них выход из строя подшипника может произойти в любой момент. Чтобы обезопасить нагревающиеся механизмы, конструкторы создали термостойкие подшипники. От обычных они отличаются увеличенным зазором, которые нивелирует тепловое расширение. Также многие производители применяют при выпуске таких опор особые материалы с минимальным коэффициентом теплового расширения. Нужны для таких подшипников и специальные смазки, не изменяющие свойства при росте температуры.

 

Перегрев подшипника при работе механизма всегда имеет причину. Среди наиболее распространенных неполадок, вызывающих повышение температуры детали, нужно назвать такие:

 

  •       Ошибки при монтаже подшипников, особенно неправильная посадка на ось;
  •       Нагрузка при работе, превышающая допустимую;
  •       Наличие вибраций или ударов;
  •       Неправильно выбранная или испорченная смазка;
  •       Нехватка смазочного материала в объеме сепаратора;
  •       Загрязнение смазки инородными телами;
  •       Повреждение дорожек и тел качения, в том числе выработка и коррозия.

 

Своевременное определение роста температуры и точное выяснение его природы помогает предотвратить серьезные поломки.

 

Давно миновали те времена, когда механики определяли температуру подшипника «на глаз». В наши дни достаточно эффективных и безопасных методик определения ее точных показателей. Чаще всего применяют контактные и бесконтактные способы с применением термодатчиков и термометров. В труднодоступных местах используют выносные щупы разной длины и конструкции. Измерения производятся на неподвижной части опоры, так как для доступа к внутренним ее деталям необходима разборка подшипника. Отлично зарекомендовали себя специальные тепловизоры, показывающие точные результаты замеров дистанционно.

Бывают ситуации, когда подшипник полностью погружен в масло или закрыт корпусом. В таких случаях измеряется температура всего механизма, желательно, как можно ближе к опоре. Автоматические датчики, встроенные в подшипники некоторых моделей – идеальное решение, которое, к сожалению, доступно не всегда.

Яндекс.Метрика