Резино-металлические подшипники и их применение

Резино-металлические подшипники

Подшипники из резины разрабатывались специально для применения в воде и других жидких средах. Основное назначение таких деталей – создание надежной, невосприимчивой у коррозии опоры для вала, но кроме этого они выполняют и ряд вспомогательных функций. Как и в случае с любым другим опорным элементом, гарантией долгой и эффективной работы такой детали являются правильный подбор типа и количества смазки, а также точное определение действующей нагрузки.

Как устроены резино-металлические подшипники

По своему типу резино-металлические подшипники относятся к опорам скольжения, а конструктивно представляют собой втулку цилиндрической формы, которая вставлена в обойму методом вулканизации или механическим способом. Чтобы обеспечить подачу смазки в рабочую зону узла, резиновый элемент изделия снабжен специальными канавками.

Наибольшее распространение резино-металлические опоры получили в судостроении. Они эффективно заменяют металлические и деревянные опоры валов гребных винтов. В отличие от подшипников, изготовленных из металла, такой узел не боится коррозии. Что касается преимуществ перед опорами из бакаута или древеснослоистых пластиков, то продукты из резины более устойчивы к воздействию взвешенных в воде абразивных частиц и песка. При попадании в рабочую зону посторонних включений, вал просто впрессовывает их в резиновую поверхность подшипника, а затем перемещает до ближайшей смазочной канавки, откуда частица просто вымывается жидкостью.

В процессе работы резиновые подшипники не изнашивают поверхность вала, а полируют ее, что способствует длительной службе узла скольжения. Если сравнивать резиновые опоры с металлическими, то они служат в несколько раз дольше. Также важно отметить и другие преимущества такого решения:

  • Бесшумность и гашение вибраций;

  • Нетребовательность к точности установки;

  • Компенсация перекосов вала;

  • Стойкость к ударам;

  • Низкая стоимость.

Также важно и то, что резиновые подшипники снижают вес опорного узла и упрощают его конструкцию. Есть у этих опор и ряд серьезных недостатков. Основным из них можно считать боязнь масел и нефтепродуктов. Подшипники такого типа нельзя использовать в среде, загрязненной этими веществами, что довольно непросто контролировать. Нужно отметить и очень невысокий коэффициент теплопроводности резины, исключающий использование подшипников в узлах, нагревающихся при работе свыше 70 градусов Цельсия.

При подборе опоры нужно помнить, что из-за содержания в резине определенного количества серы, такой подшипник нельзя применять с углеродистыми сталями. Конструкторы решают эту проблему, закрывая вал в местах опирания на деталь специальными рубашками из нержавеющей стали или других сплавов, обладающих высокой устойчивостью к коррозии.

Использование резино-металлических опор

Созданные специально для судостроения, подшипники скольжения с элементами из резины вскоре нашли применение и в других областях человеческой деятельности. Сегодня их широко используют в гидроэнергетике, как опоры валов турбин. Это оптимальный выход из положения, так как агрегаты ГЭС неизбежно контактируют с илом, песком и другими загрязнениями, быстро выводящими из строя подшипники из металлов. Применение таких опор с турбинами обеспечивает экономию металла, масел, а также существенно удешевляет изготовление агрегата. Срок эксплуатации опор в турбинах может достигать невероятных 20 лет!

Также используют резиновые опоры скольжения при изготовлении водяных насосов, агрегатов для торфяной отрасли, в оборудовании бумажно-целлюлозной отрасли и горнодобывающей промышленности.

Яндекс.Метрика