Подшипники в аэрокосмической отрасли

Подшипники в аэрокосмической отрасли

Современная аэрокосмическая отрасль – крупный потребитель подшипниковой продукции. Опоры качения и скольжения, а также системы линейного перемещения используются в космических и летательных аппаратах как в силовых агрегатах и органах управления, так и в навигационном оборудовании. К опорам вращения, применяемым в такой наукоемкой отрасли человеческой деятельности, предъявляются особые требования. Например, для обеспечения работоспособности бортовых систем телекоммуникационных спутников используют исключительно сверхпрецизионные подшипники высокой надежности. Успех целой космической миссии может зависеть от того, насколько качественный и точный подшипник установлен в гирокомпасе, определяющем положение аппарата в пространстве.

Требования к подшипникам, используемых в аэрокосмической отрасли

В самолетах, вертолетах и космических аппаратах подшипники выполняют те же функции, что и в других механизмах – обеспечивают опору валу или оси. Но ответственность узла вращения на орбитальной станции, в пассажирском лайнере или боевом вертолете на порядок выше, чем в экскаваторе или насосе. Поэтому к таким деталям предъявляют ряд особых требований:

  •         Экономичность. Проблема экономии энергии очень актуальна для техники, длительное время работающей абсолютно автономно. Чтобы снизить потребление энергии опорой, часто применяют гибридные или полностью керамические подшипники, облегченных серий;
  •         Снижение потребности в обслуживании. Некоторые опорные элементы космических аппаратов рассчитаны на десятилетия работы без вмешательства человека. Это достигается благодаря использованию инновационных материалов и смазок, а также высокой точности изготовления;
  •         Стойкость к экстремальным условиям. Используемые на орбите подшипники могут выдерживать перепады температуры в несколько сотен градусов, не боятся радиации и, разумеется, коррозии. Там где не справляются сплавы, используют высокопрочные полимеры, композитные материалы и керамику.

На самом деле список требований к подшипникам для аэрокосмической отрасли гораздо более обширен, но приводить его полностью вряд ли имеет смысл.

Специальные подшипники для авиации и космонавтики

Учитывая сказанное выше, становится ясно, что подбирать узлы для машин аэрокосмической отрасли среди общепромышленных, пусть даже высокоточных подшипников, никто не будет. Ряд крупных мировых брендов выпускают специальные узкоспециализированные серии опор качения и скольжения, максимально адаптированные к специфике того или иного ответственного узла.

Например, концерн NTN-SNR известен как разработчик и производитель подшипников для авиационных редукторов, турбонасосов и трансмиссий, редачредукторов вертолетов, механизмов вспомогательных блоков (радаров, генераторов, люков и дверей). В международной компании SKF есть целое аэрокосмическое подразделение, в котором работают свыше 2500 высококлассных специалистов. Ассортимент фирмы включает сотни наименований продукции, но главная гордость SKF – это подшипники основного вала турбореактивного двигателя. С самого появления таких агрегатов в середине 20 века, бренд не уступает пальму первенства в этой области никому.

Входит в число лидеров также компания Barden (Schaeffler), с момента основания специализирующаяся на высокоточных опорах качения. «Конек» этой фирмы – подшипники малых диаметров, используемые в навигационных приборах и системах управления летательными аппаратами. Изделия Bardenв ходе независимых испытаний показали наивысшую степень отказоустойчивости при вибрациях и моментных нагрузках. Именно поэтому продуктами этого производителя укомплектовано гениальное творение человечества – космический телескоп «Хаббл».

Яндекс.Метрика