Как температура связана с трением в подшипнике

В подшипнике качения силы трения зависят от множества факторов, среди которых величина и направление действия нагрузки, особенности конструкции, тип материала, степень приработанности деталей, отклонения от соосности и, разумеется, свойства и количество смазки. Энергия трения превращается в тепло, которое нужно отвести из подшипника. Поэтому конструкторы рассчитывают такой параметр как допустимую по температуре частоту вращения, который учитывает баланс тепловыделения и теплоотвода.

Отвод тепла из работающего подшипника

Теплоотвод в опорах качения происходит обычно комбинированным способом. В первую очередь, охлаждение происходит через смазочные материалы. Самый эффективный способ – это циркуляционная смазка с промежуточным охлаждением рабочей жидкости. Консистентные смазки гораздо хуже справляются с этой задачей, поэтому в узлах, сильно нагревающихся в процессе работы, ее использование нецелесообразно.

Еще один способ теплоотвода – через вал механизма и его корпус. В этом случае эффективность зависит непосредственно от разницы температур опоры и среды, которая ее окружает. При этом не стоит забывать и о том, что в непосредственной близости от подшипника могут находиться и дополнительные источники тепла, например, другие опоры.

Если для отвода тепла используется консистентная смазка, то ее количество должно быть тщательно подобрано. Другими словами, внутри опоры качения должно находиться количество смазки, необходимое для создания масляной пленки между трущимися элементами и для ее непрерывного возобновления в каждом рабочем цикле детали. Есть рекомендованное количество смазочного материала для тех или иных деталей, указанное производителями и конструкторами механизмов. Но чаще всего количество смазки подбирают опытным путем службы эксплуатации или механизаторы.

Температура и избыток смазки

Давайте рассмотрим, что произойдет в том случае, если подшипник набить консистентной смазкой до отказа. Многие уверены, что это поможет свести трение к минимуму и охладить опору, но на практике эффект получается диаметрально противоположным. Есть два момента, которые не дадут смазке качественно охлаждать опору.

  • Консистентная смазка – это вещество, имеющее определенную плотность. Это значит, что чем ее больше в подшипнике, тем выше сопротивление качению. Другими словами, для перемещения смазки расходуется энергия и происходит тоже трение, только гидравлическое. Результат – потери полезной энергии при работе узла.

  • Гидравлическое трение, о котором мы только что говорили – это фактор, вызывающий разогрев смазки. Это не может не оказывать влияние на общий температурный баланс внутри узла качения. Смазка, нагретая от подшипника и от собственного трения, переходит в жидкое состояние и просто вытекает из опоры. За этим следует заклинивание и разрушение детали.

В связи с этим нужно сказать, что одни и те же технологии могут, как охлаждать опору, так и повышать ее температуру – все зависит от сил трения, сопровождающих процесс работы.

Яндекс.Метрика