Категории

Производители

Новости

Поиск по номеру

Поиск по размерам

    Как электроток влияет на подшипники

    Среди множества негативных факторов, влияющих на подшипники качения, электрический ток считается одним из наиболее опасных. Прохождение токов через точку контакта тела качения и дорожки – одна из причин повреждения опоры и выхода ее из строя. Поэтому защита опор качения от воздействия электрического тока считается одним из важнейших мероприятий, направленных на продление срока службы изделия и всего узла вращения в целом.

    Действие тока на подшипники качения

    Сразу следует сказать о том, что неработающий подшипник имеет достаточно низкое сопротивление. Качественный электрический контакт между металлическими поверхностями тела качения и дорожки обеспечивает сохранность изделия при прохождении через него небольших и средних токов. Повредить неподвижную опору можно лишь подав на нее большие токи. Это случается при внештатных ситуациях, когда детали оборудования оказываются под высоким напряжением или, например, в процессе сварки из-за небрежности работника.

    Но в процессе работы подшипника возникает резистивное состояние, при котором угрозу для детали представляют даже совсем небольшие токи. Негативному воздействию на металл способствует сочетание смешанного трения с повышенным сопротивлением. Емкостное состояние подшипника напрямую связано с образованием смазочной пленки в ходе его работы. Опора качения начинает работать как полноценный конденсатор, имеющий собственное напряжение пробоя.

    В случаях, когда образовавшееся в смазочной пленке электрическое поле превышает в точке соприкосновения тела качения и дорожки пороговое значение, может возникнуть сильный электрический разряд. Такое явление специалисты называют EDM – током электроискровой обработки. Именно этот ток наиболее опасен для целостности дорожек, а также поверхностей шариков и роликов. Под действием разряда металл в местах соприкосновения расплавляется, а это неизбежно приводит к изменению физико-механических свойств сплава подшипника.

    При воздействии тока на работающий подшипник типичными повреждениями являются микрократеры на рабочей поверхности. Наиболее ярко они выражены про прохождении через деталь токов высокой частоты, например, при использовании в оборудовании преобразователей частоты. Причинами действия электротехнического оборудования на механику могут быть:

    • Неисправность электрической части оборудования;

    • Ошибки при монтаже электрочасти (небрежная изоляция проводников);

    • Случайные повреждения проводки;

    • Воздействие высокой влажности на электрооборудование.

    Кроме этого, следует сказать и том, что электрические разряды изменяют свойства смазочных материалов, нередко лишая их основных рабочих качеств. Стоит ли говорит о том, насколько опасна эксплуатация подшипника, особенно удерживающего нагруженный или вращающийся с высокой частотой вал, при потере смазкой ее трибологических качеств. Опасность этой ситуации состоит еще и в том, что часто такое перерождение материала проходит абсолютно незаметно и причину возникновения сухого трения в совсем недавно смазанной опоре определить совсем непросто.

    Как избежать негативного действия электротока на подшипник

    Существует три основных способа предотвращения разрушения подшипника под действием электрического тока. Первый способ – содержание в идеальном состоянии электротехнической части оборудования, регулярная проверка изоляции, качества заземления и других его важных параметров. К сожалению, такой полный контроль возможен не всегда и особенно в технике, работающей в сложных и даже экстремальных условиях. Поэтому в современной механике чаще всего используют два других способа:

    • Изоляция опоры со стороны корпуса и вала;

    • Использование специальных диэлектрических подшипников.

    Следует сказать, что первый способ трудно назвать идеальным, так как он достаточно трудоемок и нередко требует вмешательства в конструктивную часть механизма. Второй способ, связанный с установкой подшипников из специальных изолирующих материалов гораздо более доступен, эффективен и надежен. Сегодня многие известные бренды предлагают опоры качения с диэлектрическими свойствами и подобрать можно электрозащищенную опору практически с любыми рабочими характеристиками.

    Для защиты от электрического тока производители используют специальные токоизолирующие материалы, например, керамику и полимеры. Необычное, но очень эффективное решение проблемы предложила компания SKF. Созданное специалистами концерна специальное покрытие INSOCOAT наносится на поверхность металла и работает как изоляция. Этот инновационный материал состоит из оксидной керамики, чаще всего с формулой Al2O3 которая наносится на металл подшипника при помощи технологии термического напыления.

    Яндекс.Метрика