Зазор в подшипниках

Зазор в подшипниках

По определению зазором в подшипнике считают расстояние, на которое внешнее кольцо опоры может смещаться относительно внутреннего, при том условии, что к детали не прикладывалась рабочая нагрузка. Различают радиальный зазор, то есть смещение в перпендикулярном оси изделия направлении, а также осевой зазор, то есть сдвиг вдоль оси опоры. Во многих случаях зазор в подшипниках – одна из важнейших характеристик, играющих огромную роль в функциональности и надежности узла вращения.

Роль зазора в подшипнике

Минимальный зазор оставляют в подшипнике для того, чтобы избежать контакта между движущимися частями и, как следствие, образования лишних пар трения. Кроме этого зазоры обеспечивают компенсацию самых различных сил и факторов, действующих на деталь в процессе эксплуатации:

  • Температурные изменения размеров;

  • Компенсация смещения опоры при действии нагрузок;

  • Применение в узле отличающихся по свойствам от опоры материалов, например алюминиевого вала или корпуса из чугуна.

Кроме этого, важнейшую роль зазор играет в том случае, если подшипник устанавливается внатяг. Внутренний зазор очень важен, так как оказывает непосредственное влияние на работу опоры. От него во многом зависит усталостная долговечность детали, рабочая температура, уровень шума и вибрации. В связи с этим, величина зазора – это третья по значимости характеристика любого подшипника, после его типа и линейных размеров.

Классификация зазоров подшипников

Зазоры имеют свою четкую классификацию и отображены в маркировке изделия, выполненной в соответствии с ISO или ГОСТ. Начальный (теоретический) зазор – это величина, замер которой был выполнен в состоянии поставки. Для его инструментального замера одно кольцо детали смещают относительно другого, прикладывая определенное усилие. Посадочный зазор устанавливают после того, как деталь займет свое проектное положение. Под рабочим зазором понимают расстояния, которые устанавливаются при рабочем цикле механизма при типичной для него температуре. Часто для определения зазоров используются щупы.

Для опор качения разных конструкций существуют свои особые группы зазоров, которые называют рядами. В каждом ряду есть минимальная и максимальная допустимая величина зазора и каждая группа обозначается в ГОСТе номером от 0 до 9, а в ISO – буквой «С» и номером. Самой ходовой сегодня является нормальная группа зазоров, для которой не используют обозначение в маркировке. Также большим спросом пользуются подшипники 7 увеличенной радиальной группы зазора.

Иногда в обозначении зазора используется буква «H», обозначающая, что действуют особые, не предусмотренные стандартом требования к величине зазора. Он называется ненормализованным зазором и в маркировке отечественной детали выглядит так: Н0-32330МУ1.

В международных стандартах групп зазоров меньше чем в ГОСТе – их всего 5. На практике механики сталкиваются, в основном, с С3 (аналогом нашей 7 группы), СN – нормальным (в маркировке опускается) и С4 (отечественная 8 группа).

Особо нужно отметить изделия с зазором CM, которые встречаются в ассортименте японских производителей NSK и KOYO. Таким образом обозначают детали с особыми параметрами, ориентированные на применение в электродвигателях и генераторах. По сути, он чуть превышает нормальный, но при этом меньше чем C3. Такое решение позволяет существенно снизить уровень шума, создаваемый опорой при высоких частотах вращения. Для подбора аналогов подшипников по зазорам следует использовать специальные сравнительные таблицы.

Яндекс.Метрика